• +7 (86391) 5-10-05
  • roo_ciml@mail.ru
Готовимся к итоговому сочинению

Готовимся к итоговому сочинению

Как подготовиться к итоговому сочинению

Из опыта работы

Все учащиеся 11‑х классов для допуска к сдаче ЕГЭ должны написать итоговое сочинение и получить по нему оценку «зачет». Многие ученики боятся не справиться с этим видом работы, хотя, по сути, она не является сложной. Для того чтобы хорошо подготовиться к работе, предлагаю воспользоваться следующими советами (или, как сейчас модно говорить, лайфхаками).

1. Каждый год на сайте ФИПИ публикуется пять открытых направлений, на основе которых будут сформулированы темы итогового сочинения. В сети Интернет можно найти примерные темы сочинений. Устно проработайте несколько тем по каждому направлению: подумайте, как бы вы сформулировали тезис (высказали свое мнение по выбранной теме), какие литературные аргументы, подтверждающие ваше мнение, привели бы, что написали бы в выводе сочинения. Некоторые ученики решают при подготовке к сочинению сфокусироваться на каком-либо одном направлении, считая его наиболее простым. Я не советовала бы так делать, потому что иногда по самому, казалось бы, простому литературному направлению на экзамене предлагается самая сложная для раскрытия тема.
2. Перед написанием сочинения рекомендую внимательно ознакомиться с предложенными темами. Часто ученики применяют домашние заготовки по каким-то литературным направлениям, а в результате сочинение пишется не по выбранной теме. Например, в прошлом учебном году по литературному направлению «Мечта и реальность» была предложена тема «Всякая ли мечта достойна человека?», а некоторые ученики, неправильно осмыслив тему, писали сочинения о достижимости мечты, что влекло за собой либо нераскрытие темы сочинения либо грубое нарушение логики работы. Бывали и такие случаи, когда после полутора часов работы над сочинением ученик понимал, что раскрыть тему не получается, и принимался писать сочинение по другой теме. Отсюда следует, что лучше потратить немного времени на осознанный выбор темы, чем в спешке писать второе сочинение.
3. Так как времени на работу отводится достаточное количество (3 часа 55 минут), я посоветовала бы начинать работу с написания черновика: многочисленные исправления не влияют на оценку работы, но снижают впечатление от нее. Так как многие вузы принимают итоговое сочинение в качестве дополнительного вступительного испытания, можно из-за грязи в работе недосчитаться нескольких баллов, которые, как известно, лишними не бывают никогда. После окончания работы над черновиком не забудьте посчитать количество слов - их должно быть не меньше 250. Звучит банально, но большая часть незачтенных работ - это работы, в которых не хватает количества слов (в моей практике был случай, когда в работе ученика было 249 слов, поэтому ему пришлось писать сочинение в феврале, когда его одноклассники спокойно готовились к ЕГЭ по выбранным предметам).
4. Не пытайтесь списать работу из Интернета, потому что в таком случае вы точно отправитесь на пересдачу. То же самое касается и заученных аргументов, найденных в Интернете, - ссылаться на то, что вас не застали за списыванием, поэтому работу вы писали самостоятельно, бесполезно. Но что тогда делать тем ученикам, которые не любят читать и имеют небольшой запас литературных знаний? Выход из этого положения есть. Конечно, эти ученики вряд ли смогут прочитать знаменитый роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», поэтому тему по первому литературному направлению этого года им лучше не выбирать, но они могут прочитать несколько небольших по объему произведений, которые помогут написать сочинение по одной из четырех оставшихся тем. Советую обратить внимание на рассказы и повести «Чудесный доктор» и «Гранатовый браслет» А.И.Куприна, «Ионыч» А.П.Чехова, «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина, «Старуха Изергиль» М.Горького, «Юшка» А.П.Платонова, «Телеграмма» К.Г.Паустовского. Ученики, любящие читать, могут использовать для написания аргументов произведения русской и зарубежной литературы, не входящие в школьную программу, но на содержание разнообразных саг о вампирах или «попаданцах» все же лучше не опираться.
5. Так как многие вузы дают дополнительные баллы за итоговое сочинение, необходимо до его написания узнать требования, которые предъявляет учебное заведение к данному виду работы. Например, в прошлом учебном году один из вузов принимал работу, если в ней было приведено четыре литературных аргумента, другой требовал обязательного наличия третьего аргумента, написанного на основе анализа произведения искусства - картины, сюжет которой связан с выбранной темой сочинения, художественной экранизации книги… Если ваш вуз не принимает итоговое сочинение как дополнительное вступительное испытание или не предъявляет к нему особых требований, то можно ограничиться написанием одного литературного аргумента, но я настоятельно советовала бы писать два: во-первых, с одним аргументом довольно затруднительно набрать нужное количество слов, во-вторых, если один из аргументов не будет засчитан как раскрывающий заявленную вами тему, есть возможность получить заветный зачет за второй аргумент. И помните, что итоговое сочинение - это не ОГЭ по русскому языку, аргументы на основе жизненного опыта в данном виде работы не принимаются.
6. Не забывайте про композицию работы. Стандартная композиция выглядит так: тезис - аргументация (основная часть) - вывод, причем каждая часть обязательно выделяется красной строкой. Аргументы также обязательно разделите красной строкой. Если вы раскрыли выбранную вами тему, доказали свое мнение аргументами на основе художественной литературы и выдержали композицию работы, то ваша работа будет зачтена, даже если вы допустите большое количество ошибок.
7. И самое главное: при сдаче любого экзамена важнейшую роль играет психологическое состояние выпускника. Нужно настроить себя на успех, побороть излишнее волнение, и все получится!

Ирина
ЧЕРНИКОВА,
учитель русского языка и литературы Курчатовской школы