Траектория успешности одаренного ученика

Из опыта работы учителя иностранного языка Зуйченко В.А., МБОУ Саркеловской СОШ

 

 

Траектория успешности одаренного ученика сельской школы

 

В разряд приоритетных направлений выделяется в последнее время  на уровне общества и государства работа с одаренными детьми. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных кризисов.Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.

Работа с учащимися сельской школы, где я работаю более 20 лет, которые интересуются иностранным языком и желающими знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, ведется  мною постоянно.Исходя из задач, поставленных перед школой, я пришла к необходимости  систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить её на научной основе и определила направления и принципы  данной работы.

Выбранные мною направления работы с одаренными учащимися:диагностико-ориентированное направление;психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;поддержка учащихся – участников и победителей олимпиад; организация основ научно-исследовательской деятельности.

Для достижения поставленных целей использую принципы:
1. Разностороннее развитие ученика;
2. Формирование устойчивого интереса к учению;
3.Обучение грамотному выполнению заданий;
4. Постоянный контроль;
5. Индивидуальный подход;
6. Полное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей;
Данные  принципы позволяютразвивать познавательный интерес к предмету, развивать исследовательскую активность, будить творческую инициативу,стимулировать творческое мышление и т. д.

Использую различные формы работы с одаренными детьми: возможности нетрадиционных уроков, активные формы обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии; организация самостоятельной работы учащихся; проведение исследований; проведение рейтинговой системы обучения; проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок и т. д.
В своей педагогической деятельности использую технологию активных методов, технологию критического мышления, элементы разноуровневой технологии, развивающей технологии. Для выявления способности детей очень важна индивидуальная работа, поощряющая творчество.

Итак, разделяю этапы работы с одаренными детьми на этапы.

1 этап-выявления одаренных учеников

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе диагностики наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Этой задаче я уделяю большое внимание в начальных классах основной общеобразовательной школы. В течение четырех учебных лет работаю над поиском и внедрением методов и приемов, способствующих включению младших школьников в активную творческую деятельность. Дети привлекаются к участию в концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток , приглашений, поделок к праздникам),участвуют в районной олимпиаде по немецкому языку, в районном конкурсе сказок на немецком языке. Различные виды заданий в урочной деятельности стимулируют мыслительный процесс.Например,задание   « Расскажи о себе несколькими словами, используя начальные буквы имени», способствует развитию лексического потенциала и другие задания.А участие в различных олимпиадах способствуетразвитию познавательного интереса младших школьников.Отражения результатов диагностики учащихся находит в книжке личных достижений учащихся и в тетрадке рекордов.

2 этап (5-7 классы) – это этап развития творчества. Моя деятельность на данном этапе  направлена на совершенствование навыков научной организации труда и формирование познавательного интереса. Именно в этот период начинаю с учащимися индивидуальную работу по выполнению первых исследовательских и информационных проектов.

Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (консультации) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.Много лет мы с ребятами сотрудничаем с международным журналом Конфетти. Участвуем в различных творческих конкурсах. В этом году удалось принять участие в конкурсе перевода стихов Шатобриана « Laforet» -«Лес». Участие в международных проектах :Интолимп, Тотальном диктанте по немецкому языку способствует формированию познавательного интереса одаренных учащихся. На этом этапе я привлекаю их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. Предлагаю учащимся этого уровня различные виды творческих заданий во внеурочное время на кружке «Немецкий для удовольствия» и в школе для одаренных детей Центра Внешкольной работы.

3 этап –этап научно- исследовательской деятельности

На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Почти все учащиеся старших классов работают над индивидуальными проектами, выставляют их на конкурсы и выступают с их защитой на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня, регионального, Всероссийского уровней.В этом году Иванова Д. благодаря усиленным тренировкам и занятиям стала призером Регионального этапа Всероссийской олимпиады, что является большой победой для нашей маленькой сельской школы.

Особенно интересным было участие во Всероссийском проекте « Футбол объединяет миллионы». Победа в конкурсе была достигнута в результате творческой совместной деятельности учителя и команды учеников номинации « Футбольная команда нашей школы». Презентационный ролик был представлен жюри и высоко отмечен. Учащиеся были поощрены грамотами  и ценными подарками Межрегиональной Ассоциации учителей немецкого языка (МАУПН).

4 этап -  организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми

На этом этапе провожу мониторинг.Каждый ребёнок собирает своё личное дело, куда входили грамоты за достижения в учёбе, а также участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах.

V этап – Этап углубления и развития способностей учащихся.

Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися

Дети, заинтересованные в знаниях иностранного языка выбирают предмет в качестве предмета по выбору.  В этом году 4 учащихся сдали успешно экзамен. Для 2 из них немецкий стал одним из главных экзаменов в ВУЗ. Ребята связали свою жизнь с иностранным языком, поступив в Южный Федеральный Университет на факультет зарубежной филологии и другие языковые факультеты.

Моя работа продолжается.Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.